«… да здравствует Украина — государство с самым непредсказуемым прошлым в мире!!!! (из телепрограммы 95-й квартал) …. «»»
Приветствую всех. Вот и наступило время подвести итоги стратегической игры «Украина. Сценарии и Сюжеты», которая совершенно спонтанно сложилась (родилась? проявилась?) на 20 июля на фестивале тренингов «Тавале».
1. Как все началось.
После серии наших завершающих мини-игр и составления большого общего прогноза в феврале ничего по Украине я в обозримом будущем вообще не собирался ни играть, ни прогнозировать.
Главные развилки — пройдены, до новых ещё, как минимум год, ближайшее будущее очевидно, а среднесрочные прогнозы можно будет делать только после новой серии развилок 2018 года.
И на июльский фестиваль я заявился с совершенно другой темой — прогностическая игра по 20-м годам (главные мировые тренды). «Ревущие Двадцатые». Игру по Двадцатым мы, конечно же на фестивале провели (про неё будет отдельный пост), и в общем, получилось, учитывая крайне ограниченный формат выделенного времени мастер-класса, неплохо. (Тему Двадцатых годов в играх точно будем повторять и по Двадцатым в ближайшее время ещё что-то сделаем. Потому, что актуально, близко, жестко и интересно).
На мастер-класс — игру «Ревущие Двадцатые» собралось много (почти тридцать) участников — как новички, так и сильные , опытные игроки, которые играют с нами уже не первый год.
И после завершения у группы участников возник вопрос: а можно ли что-то подобное сделать на тему Украины? Вообще украинскую тематику в формате фестиваля я поднимать категорически не хотел, ибо тематика травмирующая. И тут внезапно вспомнилась идея, которую уже давно хотелось реализовать, но никак руки не доходили. Идея была в том, что бы поисследовать самые глубинные корни и причины хаоса, происходящего сегодня.
На уровне коллективного бессознательного, на уровне неочевидных ритмов истории. Например, почему на этой территории раз за разом, тысячелетие за тысячелетием, периодически повторяется сценарий саморазрушения и хронической катастрофы, что отмечают многие историки самых разных стран и политических убеждений.
2. КАК ВСЁ СЛУЧИЛОСЬ
Сценарий и план игры родился фактически спонтанно. Интересный эксперимент, обычно подобные стратегические игры пишутся, как минимум, несколько дней, но в полевых условиях приходится много чего делать непривычного. Некоторые будущие участники подсказывают возможные сюжетные ходы и приёмы игры.
И вот мы собрались в вечернем корпусе старого детского лагеря. На игру собралось 16 человек, хотя я поначалу планировал не больше 12. (Техника Стратегического театра, которая планировалась в игре, трудна при большом количестве участников). Пошла игра.
3. КАК ВСЁ ПРОШЛО
Эта была, пожалуй, одна из самых сильных и ярких игр последних лет. Игра запустилась сразу, была очень мощной, напряженной, наполненной смыслами и метафорами. В игре я сознательно нарушил обычный порядок снятия игровой информации, когда мы сначала получаем игровые метафоры процесса или структуры, которую моделируем. А потом включаем логику и «распаковываем» эти метафоры в ходе мозговых штурмов.
Но здесь целью игры был свободный поиск, причём — в прошлом. При этом совершенно неясно было, что и где ищем. И поэтому в первой части игры мы кратко восстановили текущую ситуацию Украины при помощи свободных заявок на роль и попытались поискать в ней скрытые сюжеты и смыслы.
А вот вот второй части игроков ожидал Стратегический театр — согласно игровым правилам моделирования ситуации мы метафорически «повернули игровое время вспять» и отправились в далёкое прошлое. На поиски того первоначального момента, где были заложены истоки нынешнего состояния. И сначала в безмолвном спектакле поставили проявившийся сюжет — сюжет Хронической Катастрофы. А затем на основе сочинили легенду — которая получила имя «Легенда о похороненной мудрости».
Игра на самом деле получилась очень эпичной и театральной. Спартанская атмосфера старого детского лагеря, поздний вечер и полумрак (начали в 19.30, завершили далеко за полночь), теплый июльский ветер за окном. Особый колорит игре придало идущее прямо за окном фаер-шоу. А поскольку, исследуя время, в игре мы попали в примерно в медный век, в эпоху мифов, то факелы за окном были как раз в тему. Ну, и особый колорит процессу придало периодически доносящееся из-за окна рычание льва. Да, настоящего льва. Рядом с лагерем, где проходил фестиваль находится мини-зоопарк и там есть лев, который к полночи традиционно рычит.
В общем, обстановка была мощная, театральная и сюрреалистическая. И смыслы, сюжеты, инсайты рождались -текли легко, сами собой.
4. НЕСКОЛЬКО РЕЗУЛЬТАТОВ ИГРЫ:
Масса признаков и метафор указывает на то, что корни многих проблем и неурядиц в коллективном бессознательном Украины имеют своим истоком эпоху «медного века» (примерно IV—III тысячелетия до н. э.), и особенно — серию геологических катастроф, которой сопровождалось образование в нынешнем виде Черного моря, а так же современного облика Восточного Средиземноморья. (А катастрофы тогда были действительно жуткие и землю в этом регионе ломало и корежило не по-детски. Читайте на эту тему прекрасные книги исследователя Чмыхова).
Именно тогда молодая, только начавшая приходить в себя после Ледниковой Катастрофы цивилизация получила новый жестокий удар. И была поставлена перед очень жестким выбором и выбрала тот путь, который привел к тому, что есть сейчас и принесла на этом пути большие жертвы. Те призы и цены, которые получил мир, выбрав определённый путь развития после Катастроф Медного века — это отдельная и очень непростая тема.
Но очень вероятно, что Украина и многие процессы, которые разворачиваются на её территории — это как раз о сюжете катастрофы Медного века. Получается что с одной стороны, Украина — это о травме, которую мир получил в те эпохи, но и о том жизненном укладе, ценностях, общественном строе, которые мир потерял тогда, выбрав ради выживания жесткую авторитарную «пирамидальную» государственность в противовес более коллективному, «сетецентрическому» обществу медного века.
То есть, коллективное бессознательное нынешней Украины (в старину, конечно, теперешние Поднепровье и Причерноморье назывались по-другому), с одной стороны несет память о Катастрофах Медного века, с другой стороны — глубинно помнит о тогдашних социальных структурах и пытается воспроизвести их при любой удобной ситуации. Во всяком случае, очевиден след сюжета «хроническая катастрофа» в событиях III века, VI века, XIII, XVII, XX веков и во многом — нынешнего кризиса. Естественно, данный сюжет на этой территории не единственный (тут вообще страшно сказать сколько чего намешано), к тому же в истории он «обрастал» дочерними сюжетами разного уровня и направленности…
Огромное количество игровой информации, метафоры и знаков указывали как раз на ту эпоху и те конфликты. Противоречия между Общиной и Иерархией, Матриархатом и Патриархатом, времена мифов о том, как «боги передавали людям ремесла», между семьей и коллективным воспитанием — это, конечно базовые социальные противоречия Медного века.
Здесь и основной сюжет легенды, родившейся в результате Игры —
Легенды о Похороненной Мудрости. о том, как Идеи и Ценности Праэпохи, оставшись без своих защитников и проводников, превратились в Народ. Который, забыв или потеряв осознанную память о Ценностях убитой Эпохи, сумел «пронести» их в бытовой, повседневной жизни с помощью уклада, ремесел и культуры.
И о том, как Захороненное из эпохи в эпоху прорывалось в самом причудливом виде, в том числе — в виде социального хаоса.
5. И ИТОГ (СКОРЕЕ ВСЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ)
Украинский сюжет — он безусловно, «фазовый». Катастрофа Медного века была одним из (весьма тяжелых) фазовых переходов в истории. И сейчас, когда мы вновь приближаемся к смене эпох, к новому Фазовому переходу, неудивительно, что старые сказки проснулись, а старые сюжеты активировались… Особенно, если учесть что, по законам диалектики, наступающая эпоха может на новом уровне воплотить многие игры и сценарии Медного века.
Поэтому тем, кто собирается жить, работать и продвигаться в Украине это точно стоит учитывать. И без учета данного сюжета о любом конструктиве на данной территории точно мечтать не стоит.
Ну, а прогнозы… я специально старался избегать в этой игре прогнозов, но подтвердились многие прогнозы предыдущие, и игровые и не только.
Бардак здесь будет продолжаться ещё долго, по сценарию»вялотекущая махновщина». Однако ни большой войны, ни гуманитарной катастрофы не будет. В общем всё когда-то наладится, правда уже при следующем поколении и при внешнем участии. Хотя для этого понадобится формирование совершенно новых социальных структур и приход совершенно новых людей.
Во всяком случае, объединяющий персонаж Мирной Жизни, вокруг которой в игровой композиции сплотилось много игроков с совершенно противоположными целями, как и гиперактивный персонаж, символизирующий следующую, более конструктивную власть… да и очень медленная, но всё же самоорганизация в группе, символизирующей «общество Украины». всё это осторожненько, но обнадёживает.
Очень символично , что в финале игры, когда мы опять вернулись в «современность», захороненные ценности и мудрость попали (по частям) в два сегмента, на которые разделена нынешняя Украина. И стала понятна суть нынешнего конфликта. И тоже ясно, что в ближайшее время проявить, вспомнить и конструктивно объединить не получится. Но хотя бы начинать говорить — уже нужно. И ведь вернулся в самом завершении персонаж Подростков, которые все же не покинули игровой мир, а попытались объединить игровое поле. И тогда же появился в игровом зале реальный, не игровой, а вполне физический ребенок )
Не в этом поколении докопаются до истоков и разрешения, точно не в этом… Но может, оно и хорошо. Сами ведь Ценности, Знания и Идеи сказали, что пока — не время!
6. БЛАГОДАРНОСТИ.
Огромные! нашим участникам — Сергею за идею о том, как простроить первую часть игры, Александре за великолепно отыгранную главную роль, за смелость и неординарный финал игры, Татьяне за хоть то, что в первой части вообще смог получиться некий конструктив; и за ценные советы по интерпретации результатов, Ирине за силу и готовность в одиночку противостоять фактически, всей игровой системе, игроку в президентской» роли за пассионарность и общую атмосферу) .
Спасибо всем за глубокое погружение, необычную, трагическую и очень насыщенную игру.
Игра была закрытой, личную обратную связь, игровые метафоры и некоторые конкретные прогнозы буду высылать только для участников. Оно будет постепенно рождаться и приходить. Что можно сказать здесь — сказано здесь, если и когда ещё будут приходить мысли, инсайты, идеи по теме игры — частично буду выкладывать в сети, остальное стану высылать участникам игры и нашего проекта. Пока всё.
Павел Волошин